История раскопок Помпей. 1815-1860

 

С возвращением на трон Неаполя после Венского Конгресса представителя Бурбонов Фердинанда IV работы в Помпеях вновь замедлились. Фердинанд не интересовался археологией, поэтому конфискованную землю снова выставили на продажу, а количество землекопов постепенно уменьшалось, пока к 1818 году не достигло 13 человек.

Однако археологи, хоть и страдая от такого отношения властей, все же продолжали свою деятельность: значительные работы были произведены на территории Гражданского Форума, Театрального района и вокруг Геркуланумских ворот.

Следующее десятилетие, 1820-1830, стало особенно удачным для Помпей. Во-первых, новый король Франциск I интересовался Помпеями больше, чем его отец Фердинанд, а во-вторых, что более важно, систематическое изучение улицы Меркурия (via di Mercurio) и кварталов 6-го района (regio VI) привело к открытию целого ряда замечательных в архитектурном отношении зданий с богатым внутренним декором.

Своего высшего пика раскопки при Франциске I достигли в исследовании в Дома Фавна (VI, 12, 2-5. Casa del Fauno, 1830-1832 гг.): открытие его мозаик и, в частности, мозаики Александра Великого стало сенсацией.

Также благодаря интересу Франциска I вновь, после почти пятидесятилетнего перерыва, были продолжены раскопки в Геркулануме.

Преемники Франциска I - Фердинанд II (1830-1859) и Франциск II (1859-1860) - подобного энтузиазма в отношении Помпей не проявляли, превратив археологический комплекс в своего рода аттракцион, некий музей под открытым небом, который был доступен лишь избранным: например, Александра Дюма посетил Помпеи в 1835 году, Папа Римский Пий IX - в 1849, а принц Максимилиан - в 1851.

Однако и в этот период удалось сделать немало: к 1845 году были открыты кварталы в 6-м районе (regio VI), в 7-м (region VII) вдоль улицы Изобилия (via dell'Abbondanza), начаты работы по улице Фортуны (via della Fortuna) и Ноланской улице (via di Nola) и в прилегающих к ним кварталам.

Кроме того, к началу 1840-х гг. была закончена и новая железнодорожная ветка, которая позволила легче добираться из Неаполя в Помпеи.

Управление Помпеями было разделено на две должности в зависимости от задач и обязанностей - руководитель музея (и раскопок) и директор и архитектор, и доверено профессионалам.

Первый, как понятно из названия должности, осуществлял управление королевским музеем в Портичи и всей археологической зоной, включавшей Помпеи и Геркуланум. До 1838 года этот пост занимал Микеле Ардити (Michele Arditi), получивший его еще при Бонапартах. В 1839 году должность руководителя занял Франческо Мария Авеллино (Francesco Maria Avellino), затем - в 1850 - Санджорджио Спинелли (Sangiorgio Spinelli).

Интересный факт: в 1860 году в Италию прибыл морем Александр Дюма-отец и, встретившись с Джузеппе Гарибальди (они были знакомы и ранее), передал ему на обмундирование и вооружение армии 50 тысяч франков, а также свою шхуну. Вскоре Гарибальди занял Неаполь, и Дюма был назначен руководителем Помпей. Впрочем, занимал он этот пост довольно краткое время - меньше двух лет.

В задачи второго управляющего - директора и архитектора - входило ведение непосредственно раскопками, а также работы по восстановлению открытых зданий. До 1825 года директором и архитектором Помпей был Антонио Бонуччи (Antonio Bonucci), затем его сменил Никола д'Апуццо (Nicola d'Apuzzo). Через три года на целое десятилетие пост занял Карло Бонуччи (Carlo Bonucci). При нем вновь начались работы в Геркулануме - государство выкупило участок земли площадью почти в кв. км. Более того, даже после сложения с себя полномочий директора и архитектора Карло Бонуччи до середины 1850 годов трудился на раскопках Геркуланума. После него на эту должность был назначен Пьетро Бьянки (Pietro Bianchi), в 1849 году - Джузеппе Сеттембре (Giuseppe Settembre), в 1851 - Гульельмо Беки (Guglielmo Bechi), а в 1852 - Гаэтано Дженовезе (Gaetano Genovese).



Страница из альбома братьев Никколини "Le case ed i monumenti di Pompei designati e descritti" 1896 года.

Помимо кратких отчетов в Журналах раскопок, с 1820-х годов появляется целый ряд научных публикаций с описаниями интерьеров открытых в этот период зданий - такие, как, например, "Annali", "Bollettino dell'Istituto Germanico di Corrispondenza Archeologica" (с 1829 года), "Bollettino Archeologico Napoletano", тома Real Museo Borbonico (с 1854 года) под редакцией Г. Беки. Также в эти годы выходит в виде брошюр монументальный труд братьев Никколини (Фаусто и Феличе) "Le case e i monumenti di Pompei disegnati e descritti" с прекрасными цветными литографиями, позже (1854-1896 гг.) переизданный в четырех томах. Да и архитекторы Помпей не забывали о публикациях своих изысканий - например, в 1820 году Беки издал "Del Calcidico e della cripta di Eumachia scavati nel Foro di Pompei l'anno 1820", а Карло Бонуччи в 1830 - книгу на французском языке "Pompéi".

Рисунок, изображающий статую жрицы Евмахии, из книг: слева - Беки, справа - Бонуччи.

Существенные изменения произошли и в производстве самих раскопок. Работали теперь по плану, систематически открывая здания вдоль определенных улиц.



Фридрих Федерер. Помпеи с юго-востока. 1850 год.

К сожалению, несмотря на споры вокруг недопустимости извлечения находок, фресок и мозаик из открытых зданий, подобная практика продолжала существовать. К примеру, прекрасные мозаики Дома Фавна были перенесены в музей в Неаполь (теперь Национальный Археологический музей). Лишь недавно место мозаики Александра Великого в Помпеях заняла копия (см. новость 03.10.05. Помпеи вновь обрели своего Александра Македонского).

Однако уже в этот период в Журналах раскопок появляются записи о первых попытках восстановить структуру зданий так, чтобы фрески могли быть сохранены на месте. Примером подобного эксперимента являются сводчатые потолки Форумных (VII, 5, 24. Terme del Foro) и Стабианских (VII, 1. 8. Terme Stabiane) терм.

VII, 5, 24. Terme del Foro
VII, 1. 8. Terme Stabiane

 

назад на "Историю раскопок"

ulli